Взаимодействие оценщиков и заказчиков — Услуги оценки — Полезная информация — Инженерный центр
Логотип. Инженерный центр

Взаимодействие оценщиков и заказчиков

Налаживание эффективного взаимодействия профессиональных оценщиков недвижимости и заказчиков их услуг представляет собой важнейшее значение для развития и функционирования рынка услуг по оценке недвижимости. На ранних стадиях развития данный сектор рынка регулировался по взаимной договоренности сторон, затем появилась сила традиции, а позже — общественное и государственное (законодательное) регулирование оценочной деятельности. Потенциально, самым крупным заказчиком на рынке оценочных услуг является государство: от его лица выступают чиновники, деятельность которых регламентируется соответствующими нормативными документами по распределению государственных заказов на оценочные работы, впервые разработанными и вступившими в силу в 1999 г. В документах установлены правила проведения конкурсов между независимыми оценщиками, в которых определяется победитель на получение заказов от государства/ государственных заказов.

При налаживании и развитии плодотворной деятельности в сфере оценки недвижимости важную роль играет разработка и распространение единой терминологии. Общение на одном профессиональном языке, привычном и понятном всем участникам оценочной деятельности, обеспечивает их эффективное взаимодействие.

На начальных этапах развития феномена оценки недвижимости в современной России его единая терминология формировалась через специальную литературу и программы обучения оценщиков. Однако заказчики часто оставались мало знакомыми с этими специфическими терминами, которые к тому же в разных источниках трактовались по-разному. И, если профессиональные оценщики еще могли разобраться в тонких различиях разных определений и разных трактовок одного термина, то заказчики, зачастую, не имели на это ни соответствующих возможностей, ни желания. Поэтому на более зрелой стадии развития рынка услуг по оценке недвижимости, а соответственно и его языка, как языка для специальных целей, как и в языках профессиональной коммуникации других важных сфер человеческой деятельности, в соответствующих нормативных документах приводится перечень основных терминов и их толкований. Определения терминологии, возможно, не всегда идеальные с точки зрения высокой теории, имеют общеупотребительный (часто — обязательный) характер, создают основу общего языка оценщиков и заказчиков и составляют необходимый минимальный словарный запас для квалифицированного заказчика оценочных услуг.

От профессиональных оценщиков, которые должны знать намного больше, требуется уметь объясняться с клиентами, используя в основном только этот минимальный набор профессиональных терминов. Такое самоограничение позволяет оценщикам свободнее общаться с клиентами и находить с ними общий язык. Подобно тому, как это происходит в отеле с иностранными туристами, умение персонала отеля объясняться на упрощенном, но более понятном «для иностранцев» языке обязательно составляет заметные коммерческие преимущества.

Ключевые моменты взаимодействия заказчиков и оценщиков были законодательно регламентированы в 1998 г. Федеральным законом об оценочной деятельности. Наряду с федеральным и местным законодательством в систему государственного регулирования оценочной деятельности входят и соответствующие подзаконные акты. Осенью 1998 г. на федеральном уровне появились первые два государственных стандарта Российской Федерации из серии «Единая система оценки имущества» (ЕСОИ): «Основные положения», «Термины и определения». Оба эти стандарта должны были вступить в силу 1 января 1999 г., но затем они были отменены, так как порядок их принятия не соответствовал требованиям Федерального закона об оценочной деятельности. Оба стандарта сохранили свою ценность как методические документы.

Другие статьи по теме «Услуги оценки»